Главная > Описание > Развивающие упражнения > Задания по образовательной технологии "ИнтеллекТ". Биология
Пятница, 20 сентября 2019   

Описание
Концепция
Структура
Автор
ОТИ на карте мира
ОТИ в школе
Развивающие упражнения
Семинары
Концепция
Программы
Сроки проведения
Проекты
Достойные граждане Великой страны
Литература
Русский язык
Математика
Английский язык
Геометрия
Естествознание и биология
История
Немецкий язык
Психология
Логопедическая литература
Литература для дошкольников
Книги М.А. Зиганова
Олимпиады
ИнтеллекТ
Грамотный русский язык
Отзывы / Награды
Награды
Отзывы
Пресса
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
Научные публикации
Контакты
Фотоальбомы
Образовательная технология "ИнтеллекТ" (ОТИ) как инструмент реализации ФГОС. 1-ая ступень использования ОТИ"
Семинар "ОТИ как инструмент реализации ФГОС (1-ая ступень использования, для учителей 5-8 классов)"
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" февраль 2015 г.
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" август 2013 г.
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" март 2013 г


     


Задания по образовательной технологии "ИнтеллекТ". Биология

Добавить страницу в избранное

Задание 1.

Часть 1. Прочитайте (прослушайте) текст, обращая внимание на условия описываемого природного сообщества.  

Жизнь в бездне

Все живое в океане определяется двумя главными факторами – светом и температурой. От степени освещенности водной толщи зависит расселение растений, а с ними и животных. Но если прежде солнце считалось единственным источником энергии в морской среде, то сегодня известно, что в вечном мраке морского дна живут бактерии, перерабатывающие серу.

На больших глубинах – до 11 км в океанских впадинах – царит непроницаемая тьма, ибо солнечный свет проникает не далее 100 м. Некоторые донные жители совершенно белы или полупрозрачны, поскольку им защитная окраска ни к чему. Иные, же, причудливы, а то и просто страшны на вид. Для привлечения добычи многие вооружены светящимися в темноте «удочками».

Все эти существа выдерживают колоссальное давление – иногда в 1000 раз больше давления на уровне моря. Главная их пища – детрит, т.е. опустившиеся на дно останки обитателей верхних слоев.

Здесь в мягком полумраке обитает масса мельчайших растений и животных, именуемых планктоном (по-гречески «блуждающий»). Планктон и в самом деле дрейфует в океане по воле волн. Составляющие его растения бесконечно малы – не больше пылинок, пляшущих в солнечном луче. Этими крохотными растениями кормятся миллиарды столь же мелких животных размером от кончика булавки до рисового зернышка.

Странствуя по воле океанических течений, планктонные животные в какой-то мере сами определяют, какими путями им следовать, вертикально перемещаясь в толще воды.

На некоторых участках морского дна из земных недр бьют горячие источники. Здесь во взаимовыгодном сообществе с донными бактериями живут всевозможные беспозвоночные существа.

Гидротермальные источники выносят на морское дно побочный продукт вулканических процессов – сероводород. Поглощая его, донные бактерии пользуются энергией газа вместо солнечной и благополучно живут в кромешной тьме. Эти бактерии преобразуют серу в органическое вещество – белок.

Многие моллюски дают приют этим бактериям в своем организме, а те взамен снабжают их белковой пище. Водные растения – водоросли – содержат различные пигменты, помогающие преобразовывать солнечную энергию в органические соединения.

На шельфах водоросли часто образуют непроходимые заросли, где привольно живется бесчисленным видам рыб и ракообразным.  

Часть 2
а) внимательно прочитайте на строках таблицы описания живых организмов.
б) подумайте, какие животныемогут приспособиться к жизни вусловиях, о которых говорилось в тексте.
Далее выписаны названия животных,а также даны их описания. Поставьте «+» в графу «Ответ», если приведенному в таблице живому организму подходят описанные в тексте условия жизни.
 

 

Примеры живых организмов

Ответ +/-

1. 

Диатомеи живут в слизистых трубках, образующие бурые кусты. Клетки диатомей, имеют твёрдый кремнёвый панцирь. Стенки панциря имеют поры, через которые осуществляется обмен веществ с внешней средой. Многие диатомеи способны передвигаться по субстрату, видимо, за счёт выделения слизи.    

2. 

Длина тела рака отшельника до 17 см. Нежное брюшко они помещают в пустую раковину брюхоногого моллюска, иногда — в кусок стебля бамбука. Всю переднюю часть тела рак отшельниктакже может прятать в раковину (отсюда название).    

3. 

Снаружи тела радиолярии выдаются нитевидные, часто ветвящиеся ложноножки, служащие для улавливания пищи и увеличения удельной поверхности тела, что также способствует парению в воде.    

4. 

Ночесветки, ноктилюки, род простейших класса жгутиковых отряда панцирных жгутиконосцев.    

5. 

Катушка относится к брюхоногим моллюскам. Органом дыхания служит легкое, но в атмосферном воздухе катушки нуждаются меньше, чем др. лёгочные моллюски, т.к. обладают дополнительно органом водного дыхания (адаптивной жаброй).    

6. 

Тело удильщика вздутое; кожа чёрная, голая, лишь у некоторых покрыта шипиками. Передний луч спинного плавника у них превращен в "удочку" со светящейся "приманкой" на конце. Питаются рачками.    

7. 

Морские черепахи имеют сплющенный сердцевидный спинной щит, заостренный сзади. Конечности морских черепах превращены в плавни с удлиненными плоскими пальцами, неподвижно соединенными между собою.    

8. 

У химер тело голое, сжатое с боков, постепенно утончаясь, переходит в бичевидный хвост. Рыло тупое, коническое; у самцов на лбу булавовидный колючий придаток. Брюшные плавники слабо развиты. Питаются химеры главным образом донными беспозвоночными и рыбой.    

9. 

Щука характеризуется длинным спинным плавником, цилиндрическим туловищем, с длинной, плоской головой и широкой пастью с острыми зубами; цвет серовато - зеленый с белыми пятнами.    

10. 

Погонофоры — тип морских беспозвоночных животных, обитающих в длинных хитиновых, открытых с обоих концов трубках. На голове несет щупальца, которые служат для закапыванияв грунт.    


Ключ

№ п/п

Примеры живых организмов

+/–

1.

Диатомеи живут в слизистых трубках, образующие бурые кусты. Клетки диатомей, имеют твёрдый кремнёвый панцирь. Стенки панциря имеют поры, через которые осуществляется обмен веществ с внешней средой. Многие диатомеи способны передвигаться по субстрату, видимо, за счёт выделения слизи.

+

Длина тела рака отшельника до 17 см. Нежное брюшко они помещают в пустую раковину брюхоногого моллюска, иногда - в кусок стебля бамбука. Всю переднюю часть тела рак отшельниктакже может прятать в раковину (отсюда название).

Снаружи тела радиолярии выдаются нитевидные, часто ветвящиеся ложноножки, служащие для улавливания пищи и увеличения удельной поверхности тела, что также способствует парению в воде.

+

Ночесветки, ноктилюки, род простейших класса жгутиковых отряда панцирных жгутиконосцев.

+

Катушка относится к брюхоногим моллюскам. Органом дыхания служит легкое, но в атмосферном воздухе катушки нуждаются меньше, чем др. лёгочные моллюски, т.к. обладают дополнительно органом водного дыхания (адаптивной жаброй).

Тело удильщика вздутое; кожа чёрная, голая, лишь у некоторых покрыта шипиками. Передний луч спинного плавника у них превращен в "удочку"со светящейся "приманкой" на конце. Питаются рачками.

+

Морские черепахи имеют сплющенный сердцевидный спинной щит, заостренный сзади. Конечности морских черепах превращены в плавни с удлиненными плоскими пальцами, неподвижно соединенными между собою.

 

У химер тело голое, сжатое с боков, постепенно утончаясь, переходит в бичевидный хвост. Рыло тупое, коническое; у самцов на лбу булавовидный колючий придаток. Брюшные плавники слабо развиты. Питаются химеры главным образом донными беспозвоночными и рыбой.

 

Щука характеризуется длинным спинным плавником, цилиндрическим туловищем, с длинной, плоской головой и широкой пастью с острыми зубами; цвет серовато - зеленый с белыми пятнами.

Погонофоры - тип морских беспозвоночных животных, обитающих в длинных хитиновых, открытых с обоих концов трубках. На голове несет щупальца, которые служат для закапыванияв грунт.

+


Читайте также:
  • Отзывы о семинаре ОТИ (август 2015 г.)

  • Олимпиада «Интеллект»

  • Отзывы о семинаре ОТИ (март 2015 г.)

  • Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалов научно-практических конференций


  •