Главная > Пресса > 2009 год > Повышение качества образования в школе
Воскресенье, 15 декабря 2019   

Описание
Концепция
Структура
Автор
ОТИ на карте мира
ОТИ в школе
Развивающие упражнения
Семинары
Концепция
Программы
Сроки проведения
Проекты
Достойные граждане Великой страны
Литература
Русский язык
Математика
Английский язык
Геометрия
Естествознание и биология
История
Немецкий язык
Психология
Логопедическая литература
Литература для дошкольников
Книги М.А. Зиганова
Олимпиады
ИнтеллекТ
Грамотный русский язык
Отзывы / Награды
Награды
Отзывы
Пресса
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
Научные публикации
Контакты
Фотоальбомы
Образовательная технология "ИнтеллекТ" (ОТИ) как инструмент реализации ФГОС. 1-ая ступень использования ОТИ"
Семинар "ОТИ как инструмент реализации ФГОС (1-ая ступень использования, для учителей 5-8 классов)"
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" февраль 2015 г.
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" август 2013 г.
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" март 2013 г


     


Повышение качества образования в школе

Добавить страницу в избранное
Журнал "Качество образования", май, 2009

Реформы, преобразования, модернизации, которые претерпела в последние годы система школьного образования в России, к сожалению, так и не позволили создать стройную и целостную систему качественного образования. Достаточно вспомнить попытку создания дифференцированного обучения, усилия предыдущего Президента по упорядочиванию учебников истории и т.п. Хотя, нужно признать и результативные действия, например, по «внедрению» ЕГЭ, которое, по мнению Оксаны Дмитриевой, Депутата Государственной Думы, приводит к отказу от среднего образования. Она убеждена, что старшеклассники в процессе обучения теперь будут получать усиленные знания, только по тем предметам, по которым будут сдавать ЕГЭ, теряя, при этом в развитии навыков и способностей.

А будни продолжаются. С каждым годом растут требования, предъявляемые к необходимому уровню знаний. Все это способствует увеличению нагрузок и, как следствие, ухудшению здоровья детей. Согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, в России частота хронических болезней юношей возросла на 33,6%. Среди учащихся 11-х классов абсолютно здоровых не выявляется. В среднем каждый школьник имеет по два хронических заболевания, а 83% школьников нуждаются в медицинской помощи1. Главным фактором ухудшения здоровья детей является чрезмерная интенсивность учебного процесса и связанное с ней постоянное ограничение школьника во времени, превращающее школу в «гонку с препятствиями». В значительной степени, по словам директора НИИ возрастной физиологии РАО Марианны Безруких, это объясняется нерациональным распределением учебной нагрузки и отсталостью отечественных методик: российская школа все еще учит по Ушинскому, хотя объем знаний за полтора века увеличился в разы.  

Развивающие системы обучения повышают качество образования.

Большая часть школ России применяет традиционные системы обучения. Некоторые школы, количество которых с каждым годом уменьшается, являются приверженцами развивающих систем Занкова или Эльконина-Давыдова. Единичные школы функционируют как Вольфдорские школы или школы Монтессори. Некоторые школы в России и за рубежом, работающие традиционно, с целью включения в образование развивающей компоненты используют Образовательную технологию «ИнтеллекТ» (ОТИ). Специалисты сравнили работу всех таких школ по следующим критериям:

  • утомляемость детей,
  • мотивация учащихся,
  • успеваемость детей,
  • трудности при переходе учащегося в такую школу из традиционной и наоборот,
  • материальные затраты школы,
  • трудности учителей при их переобучении, ·необходимость помощи родителей.

В результате сравнения были сделаны следующие выводы:

  1. Учиться в таких школах детям интереснее.
  2. Утомляемость детей значительно снижается в школах Монтессори, Вальфдорских и с ОТИ. Значительная часть обычных детей, обучающихся по системе Занкова, испытывает переутомление.
  3. В Вальфдорских школах, в школах Монтессори и в школах, работающих по системе Эльконина-Давыдова, успеваемость в учебе является понятием относительным. В школах с использованием Образовательной технологии «ИнтеллекТ» практически все обучающиеся повышают качество обученности. В школах, функционирующих по системе Занкова, могут быть успешными дети с определенными способностями.
  4. При переходе в подобные школы из традиционных школ или при переходе из таких школ в традиционные дети длительное время испытывают трудности. В некоторых случаях родители даже вынуждены возвращать ребенка в прежнюю школу. Этих проблем нет в школах, использующих ОТИ.
  5. Внедрение в школах развивающих систем, технологий или методик требует дополнительных материальных затрат. Особенно этим отличаются Вальдорфские школы и школы Монтессори. В школах с использованием ОТИ нужны только рабочие тетради по всем базовым школьным предметам. В школах, использующих системы Занкова или Эльконина-Давыдова, как минимум, нужно приобретать все учебные пособия по всем базовым предметам.
  6. Практически все развивающие системы обучения требуют от школьных преподавателей принципиально иной системы взглядов на образование. Переучивание требует больших затрат времени учителей, что возможно только в ущерб другому. Но самое «страшное» для учителей, большинство из которых консервативны, переобучение требует полной смены программ и привычек. Одни учителя не выдерживают и уходят, другие пытаются адаптировать систему под свои привычки. Но любая система на то и система, что её нельзя ни использовать частично, ни изменять!Возможно, именно из-за этой проблемы число школ, использующих системы Эльконина-Давыдова или Занкова, быстро сокращается. В традиционных школах, использующих Образовательную технологию «ИнтеллекТ», учителей не надо переучивать, так как они продолжают учить по привычным для них программам и учебникам. По статистике 98% учителей, изучавших ОТИ, позитивно относятся к обучению и утверждают, что никакие иные семинары и курсы обучения школьных учителей не давались так легко и с удовольствием.
  7. Дети, обучающиеся в школах с использованием технологий развивающего обучения Эльконина-Давыдова или Занкова обращаются к родителям за помощью. Родителям, в силу того что сами учились по традиционной системе, часто приходится обращаться к специалистам или самим вникать в систему. В Вальдорфских школах и школах Монтессори родителя являются непосредственными участниками процесса обучения и воспитания. Обучающиеся школ, в которых применяется ОТИ, если и обращаются к родителям, то, как правило, для того, чтобы рассказать о своих успехах.

Из всех рассмотренных нами развивающих систем, технологий и методик Образовательная технология «ИнтеллекТ», по нашему мнению, является наиболее оптимальной для общеобразовательных школ, в которых учатся обычные дети. Использование ОТИ в школе не требует больших материальных затрат, большого количества времени для ее внедрения в процесс обучения, не вызывает трудностей с переобучением учителей. Важным преимуществом ОТИ является то, что стабильно работающие общеобразовательные школы или лицеи могут продолжать работать по своим программам и привычным учебникам. ОТИ не претендует на обучение, а лишь гармонично вписывается в традиционную систему обучения, легко приспосабливаясь под любую программу обучения.

Образовательная технология «ИнтеллекТ» используется обычными учителями на обычных уроках, которые проводятся привычными методами, приемами и способами, в отработанных школой и учителями формах урочной деятельности. На каждом втором уроке учитель в соответствии с имеющимся сценарием на определенном этапе урока предлагает детям раскрыть рабочую тетрадь с развивающими заданиями. Развивающее упражнение содержит материал, непосредственно связанный с изучаемым на этом уроке учебным материалом. Это тоже является ещё одним преимуществом ОТИ: во-первых, ребенок не переключается на постороннюю тему, а во-вторых, он осознает, что развитие интеллекта в данный момент необходимо для того, чтобы быть успешным на данном уроке. Следует привести научно-обоснованные данные: при затратах на выполнение развивающих заданий 8% учебного времени к каждому уроку прибавляется 12-14% эффективности учебной деятельности2. На основании результатов исследования НИИ гигиены РАМН установлено что развивающая предметно ориентированная образовательная технология «ИнтеллекТ» соответствует современным гигиеническим требованиям и оказывают положительное влияние на развитие и здоровье учащегося. По субъективным оценкам самих учащихся ОТИ помогает «учиться легче и интереснее, быть более успешными». Учителя субъективно оценивают ОТИ так: «Каждому учителю нравится, когда глаза детей блестят, когда им нравится учиться!»

Суть Образовательной технологии «ИнтеллекТ»

 ОТИ задумывалась педагогами и шла от практики. Учитывая потребности в снижении чрезмерных нагрузок в школе (по результатам научных исследований перегрузка от так называемой «обычной школьной нагрузки» достигает 350% от нормы), она была нацелена на развитие облегчающих процесс обучения интеллектуальных способностей. Чуть позже добавились ещё две цели: повышение качества усвоения и применения знаний на практике, повышение мотивации к учебе в целом и к изучению отдельных предметов, в частности. Все цели достигаются путем решения задач по развитию интеллектуальных способностей, нужных в каждой предметной областии в каждом классе. В процессе обучения в школе и при выполнении домашних заданий, работая в библиотеке или в Интернете, ребенок читает и слушает, воспринимая устную и письменную информацию, пишет и говорит, выдавая информацию в устной и письменной формах. Иными словами, обучающийся постоянно использует речевые навыки. Насколько развиты речевые навыки учащегося, настолько он и будет успешен в учебе. Следовательно, нужно развивать речевые навыки. Но в процессе создания ОТИ было показано, что продуктивнее и выгоднее по времени выгоднее развивать речевые навыки не на отвлеченных устных и письменных текстах, как это обычно делается, а на учебных и научно-популярных текстах по базовым школьным предметам. Более того, если для развития речевых навыков использовать тексты, непосредственно связанные с учебными темами, то, во-первых, при выполнении развивающих упражнений одновременно закрепляется учебный материал, во-вторых, ребенок будет постоянно осознавать актуальность развития– развивается тот речевой навык, который востребован именно сейчас. Таким образом, нужно говорить о развитии предметно-речевых навыков. При реализации предметно-речевых навыков (письма, слушания, говорения и чтении)ребенок проявляет внимание, воображение, память и мышление. То, что проявляет человек в деятельности, принято называть качеством. А так как проявляемые память, мышление, внимание и воображение имеют психическую природу, то будем говорить о них, как о психических качествах3. Поскольку память, мышление, внимание и воображение обеспечивают успешность не в отвлеченных областях, а в предметных областях школьных программ, то и развитие психических качеств проводится на предметном материале. Развитие памяти, мышления, внимания и воображения тоже имеет смысл называть развитием предметно-ориентированных психических качеств. При реализации предметно-речевых навыков с проявлением предметно-ориентированных психических качеств в каждой предметной области используются понятия вместе со связанными с ними значениями/смыслами, образами, чувствами, ощущениями, графикой и звуком, т.е. используется тезаурус каждой учебной дисциплины. Развивающие упражнения ОТИ нацелены на активизацию и/или формирование предметных тезаурусов по каждой школьной дисциплине. Таким образом, Образовательная технология «ИнтеллекТ» непосредственно на обычных уроках развивает девять взаимосвязанных и взаимодействующих составных элементов интеллектуальных способностей. Результатом такого развития является обеспечение высокой для каждого ребенка эффективности учебной деятельности. Образовательную технологию «ИнтеллекТ» уже активно используют в различных городах России, в Риге и в Баку, а вСамаре более сотни школ обучили своих учителей ииспользуют ОТИ на практике. Редакция журнала, подробно изучив вопрос повышения качества образования в школах, рекомендует руководителям общеобразовательных школ, гимназий и лицеев обратить свое внимание на Образовательную технологию «Интеллект» как на систему, демонстрирующую наиболее оптимальный результат повышения качества образования, требующую наименьших усилий и затрат для ее внедрения в школы.ОТИ доказала на практике,что учить, не перегружая ребенка, сохраняя здоровье и интерес к учебе, можно.



2 Данные исследований социального факультета МГУ и НИИ теории и истории педагогики РАН. В формирующем научном эксперименте участвовали 24 школы Москвы, одна сельская школа и по одной в Литве и Узбекистане. Данные экспериментального обучения были впервые обнародованы на Первом международном конгрессе по новым образовательным технологиям, проведенном Академией Наук страны в 1994 году. С тех пор ОТИ принципиально усовершенствовалась.
 
3 В различных областях психологии в зависимости от решаемых задач память, мышление, внимание и воображение относят то к психическим функциям, то познавательным процессам. В развитии ребенка и учителя интересуют не функции и не процессы. Их интересует конечный результат – качество.

Читайте также:
  • Отзывы о семинаре ОТИ (август 2015 г.)

  • Олимпиада «Интеллект»

  • Отзывы о семинаре ОТИ (март 2015 г.)

  • Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалов научно-практических конференций


  •