Главная > Пресса > 2010 год > Развитие внимания с помощью образовательной технологии «ИнтеллекТ»
Среда, 20 ноября 2019   

Описание
Концепция
Структура
Автор
ОТИ на карте мира
ОТИ в школе
Развивающие упражнения
Семинары
Концепция
Программы
Сроки проведения
Проекты
Достойные граждане Великой страны
Литература
Русский язык
Математика
Английский язык
Геометрия
Естествознание и биология
История
Немецкий язык
Психология
Логопедическая литература
Литература для дошкольников
Книги М.А. Зиганова
Олимпиады
ИнтеллекТ
Грамотный русский язык
Отзывы / Награды
Награды
Отзывы
Пресса
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
Научные публикации
Контакты
Фотоальбомы
Образовательная технология "ИнтеллекТ" (ОТИ) как инструмент реализации ФГОС. 1-ая ступень использования ОТИ"
Семинар "ОТИ как инструмент реализации ФГОС (1-ая ступень использования, для учителей 5-8 классов)"
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" февраль 2015 г.
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" август 2013 г.
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" март 2013 г


     


Развитие внимания с помощью образовательной технологии «ИнтеллекТ»

Добавить страницу в избранное
«Наша новая школа» материалы конференции, Москва, издательский дом «Паганель», 2010

Первая глава психологии должна
быть посвящена вниманию,
ибо внимание есть именно та дверь,
через которую проходит все,
что только входит в душу человека из внешнего мира.
К. Д. Ушинский

 Жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников, составляют почти 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. «Пропустил знак, использовал не то правило, прослушал, не увидел в тексте…», – причина всему этому – невнимательность. Чтобы понять сущность внимания, обратимся к психолого-педагогическим исследованиям.

В педагогике существует несколько толкований понятия «внимание».

Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость [4,125].

Внимание – осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием [5,16-18].

Внимание – это контроль, в идеальном плане сокращенный и автоматизированный. [3,110].

По Л.С. Выготскому произвольное внимание – продукт социальный. Внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля [2].

Внимание – именно то качество, которое определяет, насколько точно будет воспринята любая информация из текстов учебников, либо устная речь. Внимание тесно связано с процессами мышления и памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор направленности и продуктивности мыслительной деятельности, правильного понимания и решения конкретной задачи, для памяти – как фактор мгновенного удерживания информации.

Существует несколько классификаций видов внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности. Выделяют произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание [1,69].

Непроизвольное внимание протекает без сознательно поставленной цели и волевого усилия, является первичным врожденным процессом, осуществляется при помощи наследственных механизмов [2].

Произвольное внимание возникает под влиянием сознательно поставленной человеком цели и волевого усилия. Произвольное внимание – контроль за действием, выполняемым на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения [3].

Послепроизвольное внимание (ввел К.Д. Ушинский) носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Послепроизвольное внимание возникает только на основе произвольного и при его достаточном уровне [7].

Непроизвольное внимание играет ведущую роль в деятельности при обучении младших школьников, т. к. на момент прихода в школу произвольное внимание развито слабо. На протяжении всего первого класса произвольное внимание детей неустойчиво, потому что они еще не имеют внутренних средств саморегуляции. Постепенно в процессе обучения ребенок учится направлять и устойчиво сохранять на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.

Во 2-3 классе классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге. Но необходимо заметить, что у учащихся 2-ых классов внимание более устойчиво при выполнении внешних (составление схем, рисунки и др.), чем собственно умственных действий.

Произвольное внимание играет основную роль в учебной деятельности старшеклассников. Ученик старших классов может сам себя заставить быть внимательным, т.е. внимание подростка становится все более произвольным и может быть преднамеренным (связь с мотивацией), хорошо управляемым и контролируемым процессом.

Конечно, для учителя в школе важно учитывать именно произвольное внимание, целенаправленно работать над его развитием. Вряд ли найдется учитель, у которого в работе возникают существенные проблемы с непроизвольным вниманием.

Считается, что внимание обладает следующими свойствами: концентрацией, распределением, объемом, переключаемостью [1].

Концентрация внимания – это сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности этим объектом. Свойством, противоположным концентрации является рассеянность, т.е. неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Причиной рассеянности могу быть физиологические причины, связанные с процессами торможения в коре головного мозга.

Объем внимания – количество однородных предметов, которые одновременно охватывает внимание. Объем внимания зависит от того, насколько связаны между собой эти предметы. Чем взрослее школьник, тем больше объем внимания.

Распределение внимания – это возможность одновременно выполнять несколько видов действий, способность контролировать несколько видов действий, не теряя ни одного из них из поля внимания. Распределение внимания, как и объем, зависит от того, насколько связаны между собой различные объекты, а еще и от того, насколько автоматизированы действия, между которыми распределяется внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизации, тем легче распределяется внимание.

Переключаемость внимания – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Психологи утверждают, что люди, обладающие различными свойствами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), могут с разной скоростью переключать свое внимание и, следовательно, с различной скоростью будут переходить от одного вида деятельности к другому. Поэтому педагогу важно учитывать особенности переключения внимания у своих учеников.

Устойчивость внимания – способность сохранять концентрацию внимания длительное время. Считается, что устойчивость внимания зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, а также от отношения к нему субъекта. Поэтому важным условием поддержания устойчивости внимания является чередование напряжения и расслабления, а также возможность снятия чрезмерного напряжения [6,126].

В психологии выделяется еще одна способность – избирательность внимания – способность извлекать (выделять) единицы информации из общего объема информации по заданному признаку.

Следовательно, учителю для развития внимания школьников необходимо учитывать психолого-возрастные и психо-физиологические особенности, тип нервной системы каждого учащегося в классе, наличие разных видов деятельности на уроках, связь объектов в учебной деятельности, особенности материала, степень его трудности, понятности, отношения к нему учащихся, наличие условий чередования напряжения и расслабления, а также возможность снятия чрезмерного напряжения. Это в теории. А возможно ли реализовать все это на практике?

Для того, чтобы работать над снятием проблемы невнимательности, необходимо выявить те аспекты внимания, которые в большей степени влияют на эффективность учебной деятельности, а затем системно работать над их развитием. Чем уже будет поставлена задача, тем легче и продуктивнее она будет решена. Поэтому внимание следует развивать в конкретной предметной области (в русском языке, математике, истории и т. д.), понимать, какой из аспектов внимания (избирательность, переключаемость, устойчивость и др.) в каком из видов речевой деятельности (чтении, слушании, письме, говорении) необходимо улучшать. Т.е разумно развивать отдельные грани внимания, необходимые в конкретном виде деятельности, а не внимание вообще, в целом.

Известно, что для развития способностей, нужна система упражнений (для развития музыкальных способностей существуют музыкальные упражнения: гаммы, этюды; для развития физических способностей – физические упражнения: приседание, отжимание). Значит, для развития внимания – развивающие упражнения, системное использование которых приведет к снижению проблем, связанных с невнимательностью. Приведем примеры развивающих упражнений на внимание, используемых в образовательной технологии «ИнтеллекТ».

1. Упражнение, направленное на развитие избирательности внимания в чтении на материале математики в 7 классе. Цель – развитие способности выбирать отдельные математические единицы, объекты (в данном случае – простые числа).

Задание.

Подсчитайте, сколько простых чисел на каждой строке. Результат запишите в 3-ем столбце таблицы. Время на выполнение – 1 минута.

Числа

результат

+/-

1

-33, -34, -35, -43, -57, 2, 1, 0, 22, 43, 13,15, 17, 21, 54

2

32, 23, 45, 65, 78, 98, 56, 49, 47, 57, 87, 67, 72, 74, 77, 71

3

3.1, 5, 24, 35, 45, 17, 19, 27, 23, 42, 44, 43, 56, -5, 67 ,77

4

77, 96, 65, 5, 36, 67, 87, 34, 2, 22, 7, 19, 21, 2, 31, 33, 65

5

0, 17, 2, 3, 7, 11, 13, 15, 18, 21, 27, 29, 30, 34, 36, 39, 41

6

0.17, 1, -0.13, 13, 23, 46, 67, 86, 87, 47, 49, 51, 52, 97

7

, 12, -13, 16, 75, 74, 83, , 34, 24, 57, 22, 29, 66,

8

0.3, 87, 66, 83, -41, 53, 5, 0.5, -, 269, 47, 131, 3, -31, 55

9

3а, е, 1, 2, 5, 7, 0.7, 17, -7, 19, 11, 53, 51, 61, 31, 71, 503

10

911, -, -8, 7, 11, 17, 21, 23, 47, 131, 2, 79, 47, 29

2. Упражнение, направленное на развитие переключаемости внимания в чтении на материале русского языка в 5 классе. Цель – развитие способности переключать внимание с одних языковых единиц на другие (в данном случае – с морфологического признака на орфографический).

Задание.

Отметьте «галочкой» только те пары слов, в которых соблюдаются 2 условия одновременно (время на выполнение – 1 минута):
1) в паре слов одно – с орфограммой «безударная гласная в корне слов», другое – проверочное;
2) в паре слов есть глагол.

Пара слов

V

+\-

Пара слов

V

+\-

1 минута – минус

16

долгота – долг

2 смешно – пересмешник

17

словарный – словарь

3 число – чистый

18

столовая – столб

4 бежать – бежевый

19

одарить – подарок

5 белизна – побелка

20

жалеть – жало

6 спешить – спешка

21

поглядеть – взгляд

7 орех – ореховый

22

поседеть – сидя

8 ползти – польза

23

весна – вес

9 моря – приморье

24

проредить – редкий

10 река – ректор

25

синь – синева

11 лепить – лепка

26

кричать – скрипка

12 гора – горе

27

тосковать – тоска

13 тенистый – тени

28

прослезиться – слезет

14 лесной – лис

29

удивление – диван,

15 читать – прочитанный

30

отломиться – надломлен


3. Упражнение, направленное на развитие устойчивости внимания в слушании на материале географии в 7 классе. Цель – развитие способности длительное время удерживать внимание во время прослушивания информации (в данном случае – географических особенностей острова Гренландия), выстраивая смысловые связи текста.

Задание.

А) Прослушайте текст. Во время прослушивания постарайтесь установить связи между мыслями, сделать выводы по каждой части текста. После прослушивания Вам предстоит ответить на вопросы, косвенно относящиеся к тексту.

Гренландия

Остров высоких гор, огромных голубовато-зеленоватых айсбергов, живописных фьордов и голых скал – это Гренландия. Исследования показали, что породы, из которых сложен остров, относятся к древнейшим на Земле. С воздуха остров похож на бескрайнюю дикую пустыню. Центральная часть Гренландии погребена под огромной ледниковой шапкой и зимой, и летом. Ни травинки, ни крохотного цветочка не встретить там на многие сотни миль.

Гренландия – очень красивая и необычайно разнообразная земля. Восточный берег большую часть года бывает отрезан от мира непроходимым паковым льдом, и поскольку он не слишком гостеприимен, а сообщение с ним крайне затруднено, поселений тут немного и расположены они далеко друг от друга.

Значительная часть Гренландии лежит севернее Полярного круга. Летом Гренландия становится домом для огромного числа птиц и растений, спешащих воспользоваться 24-часовым световым днем.

Многие птицы лишь гнездятся в Гренландии, улетая на юг с наступлением зимы, хотя куропатка и полярная овсянка живут здесь весь год. В Гренландии обитает крупнейший хищник – полярный медведь, а также волки, песцы, полярный заяц, северный олень и лемминги. В прибрежных водах водятся киты и тюлени.

Б) Ответьте на вопросы. Время на выполнение – 1 минута.

  1. В какой части Гренландии произрастают рябина, береза, пурпурная камнеломка и желтые маки?
  2. Что позволяет обширной территории Гренландии превратиться в естественное прибежище для некоторых находящихся на грани исчезновения видов арктических растений, животных и птиц?
  3. Какова продолжительность зимнего дня?
  4. Почему в Гренландии живут овцебыки?

Развивающие упражнения, разработанные по образовательной технологии «ИнтеллекТ» повышают эффективность учебной деятельности, т.к. имеют ряд особенностей:

  1. даны с учетом психо-физиологических особенностей учащихся (для каждого возраста выбраны те интеллектуальные способности, над развитием которых нужно работать);
  2. составлены на предметном материале (что актуализирует тему урока);
  3. проводятся с учетом оптимального времени на выполнение (что является необходимым условием для развития);
  4. дифференцированы по трем уровням (что позволяет учащимся чувствовать себя успешными на уроке, а учителю регулировать нагрузку учащихся); 
  5. выполняются с учетом своевременной проверки: упражнения имеют ключи (ответы) и критерии оценки (что позволяет учащимся увидеть результат сразу после выполнения задания, сравнить с предыдущим результатом, поставить перед собой дальнейшие задачи развития, а учителю – отследить динамику развития).

Упражнения по технологии «ИнтеллекТ» проводятся 1-2 раза в неделю в рамках основных школьных предметов. Системное использование развивающих упражнений на разных уроках дает возможность комплексного интеллектуального развития учащихся, в том числе и развития внимания.

Корешкова Лариса Анатольевна
заместитель директора основной и старшей школы по научной работе НОУ "Ломоносовская школа"

Литература

  1. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 240 с.
  2. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –186 с.
  3. Гальперин П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. – М. 1976. –127 с.
  4. Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 1973. №3 с. 121 – 128
  5. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М., 1970. – 494 с.
  6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с.
  7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений т. 6 М., изд-во АПИ, 1949. – 294 с.

Читайте также:
  • Отзывы о семинаре ОТИ (август 2015 г.)

  • Олимпиада «Интеллект»

  • Отзывы о семинаре ОТИ (март 2015 г.)

  • Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалов научно-практических конференций


  •