Главная > Пресса > 2010 год > Одаренные дети в школе (из опыта работы)
Вторник, 23 сентября 2014   

Описание
Концепция
Структура
Автор
ОТИ на карте мира
ОТИ в школе
Развивающие упражнения
Семинары
Концепция
Программы
Сроки проведения
Проекты
Достойные граждане Великой страны
Литература
Русский язык
Математика
Английский язык
Геометрия
Естествознание и биология
История
Немецкий язык
Психология
Логопедическая литература
Литература для дошкольников
Книги М.А. Зиганова
Олимпиады
ИнтеллекТ
Грамотный русский язык
Отзывы / Награды
Награды
Отзывы
Пресса
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
Контакты
Фотоальбомы
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" август 2013 г.
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" март 2013 г
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" август 2012 г.
Семинар по образовательной технологии "ИнтеллекТ" март 2012 г.
Семинар ОТИ по старшей школе. Август 2011 год


     


Одаренные дети в школе (из опыта работы)

Добавить страницу в избранное
Журнал «Учитель в школе» №3, 2010

«Воспитывать - значить организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети»

Л. С. Выготский

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится всё очевиднее.

Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.

Вслед за исследователями одаренности школьников, мы выделяем в школе три группы таких обучающихся.

  1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
  2. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.
  3. Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

Однако нередко в современной школе одаренные дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия отмеченных выше условий и, особенно дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, проявления интересов и потребностей в применении знаний на практике.

Эти условия побудили нас к созданию собственной системы работы с одаренными детьми в рамках воспитательно-образовательного процесса школы. Эта система включает в себя: принципы работы с одаренными детьми, собственно элементы системы, формы работы.

Основные принципы работы с одаренными детьми:

  1. реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  2. использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;
  3. психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
  4. развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности; 
  5. целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся; 
  6. максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; 
  7. увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми; 
  8. индивидуализация обучения; 
  9. дифференциация обучения; 
  10. совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.

В качестве основных элементов системы работы с одаренными детьми мы выделяем:

  1. Дифференцированность обучения, основанная на учебном стиле, на заинтересованности, на готовности учеников (разноуровневость обучения). 
  2. Индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника. Она обладает дополнительными возможностями – вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их отношение к учебной работе. Целью индивидуализации можно считать повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Индивидуализация обеспечивает гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы школы к уровню развития каждого учащегося. Индивидуализация обучения обеспечивается через индивидуальный образовательный план, основанный на развитии учеников с учетом индивидуальных скоростей движения.
  3. Воспитывающая среда. Важной концептуальной особенностью воспитательно-образовательного процесса школы является перенос акцентов с обучения на воспитание, признание за воспитанием ведущей роли в формировании собственной личности. 
  4. Развивающая среда. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Инструментами развития способностей выступают: образовательная технология «ИнтеллекТ» (ОТИ) для интеллектуальных способностей, Система дополнительного образования для творческих, спортивных способностей.
  5. Сотрудничество с родителями. Система работы школы позволяет родителям стать не только заказчиками, но и субъектами образовательного процесса, на которых возложена ответственность за качество образования их детей.
  6. Психолого-педагогическое сопровождение. Грамотно выстроенное психолого-педагогическое обеспечение способствует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся. 
  7. Специальным образом подготовленные педагогические кадры. Учитель, работающий с одаренными детьми, должен обладать следующими характеристиками:
    • высокая профессиональная компетентность и увлеченность своим делом; 
    • способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности; 
    • постоянное развитие собственных интеллектуальных способностей; 
    • общая эрудированность; 
    • владение современными педагогическими технологиями развития (образовательная технология «ИнтеллекТ» - ОТИ); 
    • высокий уровень психологической подготовки и др.

Формы работы с одаренными детьми:

В обучении

Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях (А, В, С). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. В школе накоплен Банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана основной школы. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах.

Элективные курсы. Курсы по выбору позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. Введение элективных курсов в основной школе предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко. Учителями разработаны и проводятся элективные курсы для обучающихся 5-7 классов. В старшей школе специализация обучения проводится через индивидуальные учебные планы в формате мультипрофильной школы.

Проектно-исследовательская деятельность. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно-практической конференций «Радуга открытий» и в форме проектных спектаклей к новогодним праздникам.

В воспитании

Особым образом организованная воспитывающая среда школы позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении как в школе, так и вне школы. Формы воспитательной работы:

  1. Школьное идеологическое сообщество «Ломоносовцы».
  2. Конкурс «Ученик года».
  3. Номинации «Открытие года», «Самый интеллектуальный ученик».
  4. Конкурс «Отличник – отличный от других».
  5. Персональные выставки художественных и фоторабот.
  6. Продвижение в СМИ (газета «Ломоносовец», «Ломоносовское радио»).
  7. Конкурс читателей «Книга для всех и на все времена».
  8. Творческие конкурсы «Народный артист» и «Авторское произведение».
  9. День соуправления.
  10. Рейтинг успешности обучающихся старшей школы.
  11. Традиционные общешкольные дела и акции.
  12. Портфолио достижений школьника.

В развитии

  1. Индивидуальный образовательный план (ИОП). Это документ образовательной деятельности обучающегося на определенный период, который способствует обеспечению оптимального для каждого отдельного ученика образовательного процесса, включающего обучение, воспитание и развитие в конкретный период. ИОП предполагает принятие учеником ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по организации учебной деятельности и ее рефлексию. ИОП способствует тому, что ученик начинает сам фиксировать потребность в своем изменении, продвижении, приобретении знаний и умений для решения актуальных образовательных задач. План составляется совместно обучающимся и классным руководителем и согласовывается с родителями обучающегося и специалистами школы(медиками, психологами и др.).
  2. Образовательная технология «ИнтеллекТ». Использование ноу-хау школы, образовательной технологии «ИнтеллекТ», позволяет повысить эффективность учебной деятельности за счет развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области, повышения предметной мотивации и снижения утомляемости обучающихся. Оценить уровень развитиясвоих способностей обучающиеся могут, приняв участие в Международной олимпиаде «ИнтеллекТ», олимпиаде «Грамотный русский язык».

Взаимодействие с родителями

В школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. В нашей школе приоритетными формами работы стали дифференциация, личностно-ориентированный подход по отношению к семье, родителям.

  1. Система информирования родителей (информационные печатные сборники «Вестник для родителей», «Родительский дневник» и др., сайт школы в сети Интернет).
  2. Родительские собрания, проводимые в индивидуальной форме (индивидуальная беседа каждого родителя с членами администрации, классными руководителями, учителями-предметниками, психологами).
  3. Круглые столы, посвященные решению классных проблем.
  4. Общешкольные мероприятия с привлечением родителей в качестве участников.

В психолого-педагогическом обеспечении

Психолого-педагогическая служба проводит различные виды психологической диагностики обучающихся с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей в проблемах личностного и социального развития обучающихся, обеспечивает своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении, а также определения комплекса лечебных, профилактических, коррекционных и развивающих мер, способствующих преодолению этих трудностей.

  1. Система классного руководства (классные руководители первой и второй половины дня). 
  2. Психологическое кураторство для каждой параллели.
  3. Индивидуальная коррекционная работа. 
  4. Индивидуальная работа по формированию навыков саморегуляции. 
  5. Выездные психологические тренинги.

Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (окружных, городских, всероссийских), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований (городской, всероссийский и международный уровни). Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.

Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий.

Список литературы

  1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. – №1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm (дата обращения 09.12.2009)
  2. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 – 348.
  3. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 232c.
  4. Одаренные дети. - Под. ред. Карне М. – М.: Прогресс. 1991. – 246с.
  5. Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. / Пер.с англ. – М.: Прогресс. 1996г.
  6. Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.
  7. Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. / Пер.с англ. – М.: Наука. 1976г.
  8. Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993.
  9. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.

Читайте также:
  • Программа семинара «Развитие интеллектуальных способностей учащихся с помощью уроков «ИнтеллекТ»

  • Отзывы о семинаре ОТИ (ноябрь 2013 г.)

  • Отзывы о семинаре ОТИ 1 и 2 ступень (август 2013 г.)

  • Отзывы о семинаре ОТИ 1 ступень (март 2013 г.)


  •